Купля-продажа недвижимости всегда влечет за собой хвост дополнительных трат – тут и государственные пошлины, и оплата работы риэлтора, и оформление разных документов, без которых сделку могут не зарегистрировать или признать недействительной даже спустя много лет. Принято, что все расходы, связанные с покупкой, ложатся на плечи покупателя, но есть и исключения. Мы выяснили столичный прейскурант на все необходимые и опциональные расходы, сопутствующие сделке.
Оплата работы риэлтора
Возможность заплатить у покупателя появляется практически сразу после того, как он осознал, что хочет приобрести недвижимость – можно искать подходящий вариант самостоятельно, а можно еще на этом этапе заключить договор с агентством, чтобы подбором занимался риэлтор. Обычно это самая заметная графа расходов.
На московском рынке большинство разговоров о размере риэлторской комиссии начинаются с 3%. У крупных агентств при этом существует дополнительная планка: 3%, но не меньше, например, 200 тыс. рублей (хотя агентства поменьше могут запросить и от 100 тыс. рублей).
Интересный факт: раньше активно применялась схема, по которой покупатель мог заявить своему риэлтору, что у него на покупку есть определенный бюджет, и гонораром агенту станет сумма, которую риэлтор сможет выторговать у продавца. Например, если покупатель готов купить дом за 10 млн рублей, и дом мечты именно за 10 млн и продается, риэлтор может поторговаться и получить скидку в 100 тыс. – они-то и станут гонораром (покупатель при этом купит дом все за те же 10 млн рублей). Со временем эта схема была предана анафеме, и сейчас риэлторы получают комиссию в том размере, о котором договаривались на старте работы – по окончании сделки никаких надбавок они уже не требуют. И все, что удастся риэлтору выторговать, пойдет в карман его клиенту.
Подготовка к сделке
Есть несколько документов, которые необходимо правильно оформить до начала продажи своего объекта. Эти траты ложатся на плечи собственника:
А теперь – к тратам, которые придется понести покупателю недвижимости на этапе подготовки:
Составление договора
Перед выходом на сделку покупатель и продавец договариваются, какой договор они будут заключать. Можно в простой письменной форме – это можно сделать даже бесплатно, но тем выше риски. А можно составить и заверить договор у нотариуса – это обязательно, если есть несовершеннолетние собственники, если сделка касается ренты или если продается доля квартиры. Кроме того, нотариально заверенный договор желателен, если есть хоть малейший риск, что сделка может быть оспорена – а такой риск есть почти всегда. Многие небезосновательно считают, что проведение сделки через нотариуса более надежно.
Оформление:
Оплата сделки
Существует несколько вариантов передачи денег от покупателя к продавцу – наличные, аккредитив и аренда банковской ячейки.
Регистрация сделки
Сколько и за что платит покупатель:
Покупка недвижимости по договору с агентством (включая подбор, юридическое сопровождение и оформление сделки) – от 100 тыс. рублей;
Работа оценщика – 5-6 тыс. рублей;
Страховка при оформлении ипотеки – около 0,2% от суммы сделки
Заключение договора у нотариуса – 25-30 тыс. рублей/Составление договора специалистом – около 3 тыс. рублей;
Аренда банковской ячейки – 6-7 тыс. рублей/Оплата аккредитива в банке – 2,3-3,4 тыс. рублей;
Регистрация в МФЦ (госпошлина) – 2 тыс. рублей/Электронная регистрация – 10,9 тыс. рублей/Электронная регистрация у нотариуса (если договор заключался у него) – 2 тыс. рублей.
Сколько и за что платит продавец:
Согласие супруга или супруги на продажу квартиры – 2 тыс. рублей;
Доверенность на покупку (опционально) – 2 тыс. рублей;
Справки из диспансеров – от 700-800 рублей (возможно, будет оплачивать покупатель).
Редакция благодарит за помощь в подготовке инструкции руководителя «Агентства ФЛЭТ» Елену Толстикову, ведущего эксперта агентства «Миэль» Евгения Коноплева и руководителя агентства «ВИШНЯ. Агентство безопасной недвижимости» Сергея Вишнякова.
https://solnechnogorsk.cian.ru/stati-kto-skolko-i-za-chto-platit-na-sdelke-kupli-prodazhi-314941/